29.03.2024
°C
$ 92.26
€ 99.71

Евгений Садовый: «Плавать научился на Черном море»

Легендой спорта российский пловец Евгений Садовый стал в 19 лет. На Олимпиаде в Барселоне 1992 года он не только завоевал сразу три награды высшей пробы, но и побил два мировых рекорда. А ведь внешне Евгений был совсем не похож на пловца – невысокий по сравнению с конкурентами, ростом всего 188 сантиметров и  не самого атлетического сложения.

"Мы изменили сам подход к плаванию. Сегодня практически все спортсмены, показывающие высокие результаты, используют эти навыки", - рассказывает Евгений Садовый. Уход "золотого" пловца из спорта был столь же стремительным, как и победы. К сожалению, начались проблемы со здоровьем. Однако, даже покинув дорожку бассейна, он остался в спорте, сегодня работает в должности вице-президента федерации плавания Волгоградской области. С нашим корреспондентом Евгений Садовый  встретился в кампусе Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ), созданного в Сочи компанией "Юниверсити Плаза". Сюда олимпиец, а ныне спортивный функционер приехал на учебу. 

- Евгений, почему решили сменить бассейн на парту?

- Я приехал учиться по программе «Спортивный менеджмент», организованной для бывших атлетов. Это такой интенсивный курс по вопросам управления в спорте. Как показывает практика, существующая сегодня программа развития спорта, созданная в 2000 году, уже устарела и давно не соответствует действительности. В рамках курса мы рассматривали внедрение новых подходов к ее реализации, необходимые изменения. Развитие спорта в нашей стране во многом зависит от специалистов на местах. Например, мне как руководителю региональной федерации плавания, была очень интересна информация о том, как вывести организацию на новый уровень, это касается всего и работы со спортсменами, и финансовых аспектов.

- А как сегодня обстоят дела с плаванием в нашей стране. К сожалению, мы все реже слышим имена российских пловцов...

- Не буду скрывать, плавание сегодня не самый популярный вид спорта в России, особенно по сравнению с игровыми. С одной стороны у нас очень мало ярких атлетов, способных привлечь внимание к этому виду. С другой - не хватает бассейнов, спортивных школ различного уровня для их подготовки. Вы посмотрите, хотя бы на один из самых "спортивных" городов нашей страны Сочи. Несмотря на то, что город на берегу Черного моря, плавание здесь находится просто в зачаточном состоянии. Бассейны для малышей есть, а вот школ спортивного совершенствования нет. К тому же, за границей число бассейнов, а значит и занимающихся плаванием превосходит российские показатели в десятки раз. Вот и побеждают нас зарубежные конкуренты числом.

- Какие видите пути решения?

- Прежде всего, выстраивание правильной пирамиды подготовки спортсменов. После побед на Олимпиаде 1992 года в Барселоне, мне обещали многое. Закончилось тем, что в распоряжение нашей федерации власти Волгоградской области предоставили, так называемый центр подготовки спортсменов по плаванию - три бассейна под открытым небом.  Правда, находились они в полуразрушенном состоянии. Вместе с моим тренером Виктором Авдиенко решили своими силами начать возрождение традиций плавания и в родном городе, и в стране. Благодаря привлеченным спонсорам,  привели спортивный комплекс в порядок. Сегодня у нас работает лягушатник, над 25-метровым бассейном установлены воздухо-опорные сооружения. Буквально два месяца назад закончили подготовку 50-ти метрового бассейна, сейчас он проходит сертификацию в едином государственном реестре. В 2002 году на базе комплекса начала работать спортивная школа, которая представляет собой своеобразную пирамиду. Внизу стоят детишки, которые делают лишь первые шаги, далее - группы спортивного совершенствования, а на вершине оказываются единицы, показывающие высшее спортивное мастерство. Сегодня у нас занимается почти 500 ребят, которые в будущем могут стать олимпийскими чемпионами.

 - А как вы пришли в плавание? Как делали первые шаги?

- Плавать научился на Черном море. Мне было шесть лет. Приехали в отпуск с родителями. Чтобы попасть на пляж, нужно было перейти небольшую речушку. И вот однажды, я проспал. Проснулся - родителей нет. А на море хочется! Я взял маску, подошел к речке и начал пытаться по мелководью плавать. Чувствую - получается. Так и переплыл на другой берег. Способности, видимо, все-таки были. А через год, когда мне исполнилось семь лет, в секцию плавания меня отвела бабушка. Увидела трансляцию с соревнований по плаванию Олимпиады-80. Бассейн чистый, сверкающий, все пловцы аккуратные, подтянутые. Вот и решила, что этот спорт для меня.

 - Видимо, действительно, для вас, раз олимпийским чемпионом стали...

- Конечно, Олимпиада была звездным часом. Но если смотреть на путь к ней, то он был очень тернистый. Постоянно находился либо в глубоком пике, либо на взлете. Тренируясь в училище олимпийского резерва, проболел четыре месяца. Московская комиссия предложила меня отчислить. Заступились тренеры, попросили месяц отсрочки. Обидно стало ужасно, что меня хотят убрать, начал работать больше прежнего. Сразу через взрослый разряд перескочил, стал кандидатом в мастера спорта. На соревнованиях СССР-ГДР завоевал несколько наград. И снова - травма. Играл в футбол, повредил связки. За месяц нога превратилась в кость, обтянутую кожей. Но ничего, выправился. На юношеском Чемпионате Европы, проиграв коронную дистанцию в 200 метров, сумел обойти соперников на 400. А в олимпийский год вообще пришлось лечь под нож хирургов. Через неделю после операции уже был в бассейне, правда и тогда все специалисты говорили, что на выступлениях пора ставить крест.

 - Что помогло победить на Олимпийских играх?

- В тот год мой наставник Виктор Авдеенко был признан лучшим тренером мира. Он привез на Олимпийские игры спортсмена, который качественно отличался от других. Когда мои соперники преодолевали дистанцию за 52-54 гребка, я делал лишь 30. Со стороны смотришь - работают ребята интенсивнее, а сделать ничего не могут. Объяснялся такой секрет - просто. Мы научились правильно работать с положением тела в воде, достигать самого обтекаемого положения.

 - Долго ли искали себя после ухода из спорта?

- Завершить выступления заставили проблемы со здоровьем. Из-за нагрузок у меня развилась, так называемая болезнь кенийских бегунов. В то время, как у обычного человека количество ударов сердца в минуту составляет 60, у спортсменов - 42, а у легкоатлетов - 24, мое сердце билось лишь 21 раз. Однако, даже закончив соревновательную карьеру, из бассейна на долго не уходил. Тренировал малышей - школьников автобусами привозили ко мне на учебу, участвовал в подготовке членов нашей сборной команды, помогал с тренировками олимпийцев в Ливии.

 - И в заключение - что можете посоветовать ребятам, которые делают первые шаги в спорте. В чем секрет олимпийских побед?

- Прежде всего, хочу пожелать терпения. Не знаю ни одного атлета, чей путь был бы гладким, без взлетов и падений. Ну и конечно же, ставить цели и идти к ним. Помню, иду на тренировку, вижу, мои приятели в кино собираются, или с девушками на свидания. А мне - в бассейн. Но даже мыслей не было пропустить занятия. Всего меня занимало плавание, целью были только победы!

 

 

 

 

 

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-КУБАНЬ" в telegram.

Мы в популярных социальных сетях