16.04.2024
°C
$ 93.59
€ 99.79
erid:2Vtzqwxtpys

Владимир Стеклов: «Так хочется дарить людям надежду…»

Народный артист России Владимир Стеклов имеет удивительную  творческую биографию. В 60-х годах ХХ века он начинал с эпизодических реплик в спектаклях провинциальных театров, а сейчас занят в главных ролях лучших драматических постановок столицы. В кино сыграл более сотни ролей, создал множество запоминающиеся образов. В военных картинах ему приходилось играть и прапорщиков, и офицеров, и генералов, даже Генералиссимуса Советского Союза. Прошел полный курс подготовки к космическому полету на станции "Мир", едва не стал первым в мире артистом, поднявшимся на орбиту. При этом, как признается сам актер, человек он "не тусовочный", фестивалей и встреч с прессой старается избегать. Тем не менее, во время гастролей в Сочи Владимир Стеклов сделал исключение для нашего корреспондента и согласился ответить на его вопросы...     

- Владимир Александрович, скажите, когда у вас впервые появился интерес к актерскому ремеслу?

 

- К театру еще в раннем детстве меня приучила мама! Мы жили в Астрахани, вместе с ней бывали на всех премьерах. Вначале в театре кукол, затем в ТЮЗе, потом ходили на драматические постановки, на спектакли в Астраханском театре оперы и балета. Каждый раз все происходившее на сцене казалось мне прекрасным таинством, верил всему, что происходило на подмостках. Помните, конечно, знаменитую историю, когда на спектакле "Хижина дяди Тома" во время продажи рабов из зрительного зала выбегали на сцену взволнованные ребятишки, протягивали плантатору свои гривенники и пятачки. Так всем жалко было несчастного дядю Тома. Эта история как раз про меня, я был точно таким очарованным зрителем, покоренным  волшебством театра.  

 

- Как звали вашу маму? Обязательно надо сохранить для истории имя женщины, благодаря которой в России появился большой мастер театральной сцены.   

 

   - Ее звали Мария Гавриловна Стеклова, она растила меня одна, и уделяла воспитанию сына очень большое внимание. Всю жизнь меня согревает ее любовь! В 60-х годах ХХ века в Астрахань часто приезжали со своими спектаклями театральные труппы из разных городов страны. Всегда  требовались добровольные помощники для участия в массовых сценах оперных и балетных постановок. Набирали массовку из числа постоянных зрителей, наиболее преданных театру. В таком мимансе я впервые и попадал на сцену. Надо честно признаться, дебют был крайне неудачным! В опере "Аида" так волновался, что в самый решительный момент уронил опахало на голову фараону. В зале раздался дружный хохот. Меня ругали всей труппой, но через какое-то время простили, и позволили выйти на сцену еще раз, на  балетном спектакле "Бахчисарайский фонтан". По ходу действия татарские воины, в том числе и я, должны были нападать на поляков, при этом требовалось прыгать  по сцене и махать саблями. Мне казалось, что прыгал я очень здорово, даже упал от усердия, и не сразу понял, почему все вокруг неожиданно замерли. И тут танцовщик, исполнявший партию Великого хана, наклонился ко мне, и злобно прошипел прямо в лицо: "Слезь с ноги, сволочь! Не даешь танцевать!" Словом, первые опыты работы на сцене были не очень удачными...

 

- Тем не менее, с заветной мечтой вы не расстались?

 

   - Как можно! После школы поступил в Астраханское театральное училище, затем почти десять лет проработал в провинциальных драматических театрах. Вначале в городе Кинешма Ивановской области, затем в  Петропавловске-Камчатском. Играл много, был занят во многих спектаклях,  постепенно набирался опыта.

 

- Ну а как оказались в столице?

 

   - Сложно, непросто это было! На дворе стояли времена жесткой, лимитированной прописки в Москве, отделы кадров московских театров просто не брали на работу актеров, не имевшего в столице своего жилья. Какими бы значимыми ни были заслуги в провинции, в столичных театрах все приходилось доказывать с самого сначала. Плечами пожмут: "Откуда актер? Петропавловск-Камчатский? Это что еще за географические новости? Все, что за пределами Садового кольца, в счет не идет..." Но вот в 1981 году наша труппа приехала с Камчатки в столицу на большие гастроли. Среди прочего, показывали зрителям спектакль "Идиот" по Федору Достоевскому. И тут меня в роли князя Мышкина увидел Александр Товстоногов, он тогда был главным режиссером театра Московского театра имени Станиславского. Увидел... и сразу пригласил в свой коллектив! Вновь начинал с небольших ролей в эпизодах, упорной работой доказывая свою состоятельность. В Московском театре имени Станиславского я работал почти десять лет, и только потом получил приглашение в "Ленком". Конечно, это уже театральная элита, попал в звездный коллектив.

 

- Как известно, всенародную известность в нашей огромной стране дают не театральные постановки, а кино и телевизионные фильмы. На экран стремятся попасть все актеры, удается - единицам! Этот барьер как брали?

 

- В 1983 году на "Мосфильме" планировали запустить в производство фильм на современную молодежную тему. Пригласили познакомиться группу актеров из разных театров, в том числе и меня. Мы показали, что можем. Иду после просмотра по коридору, и вдруг вижу надпись на двери одной из комнат "Мертвые души". Режиссер Михаил Швейцер". Сразу подумал: "Господи, вот бы ошибиться дверью и зайти  сюда!" И что вы думаете, дней через десять мне позвонили как раз из этой комнаты, пригласили на небольшую роль в "Мертвых душах". А еще через пару дней позвонила режиссер Наталья Величко, пригласила сниматься в фильме "Ураган приходит неожиданно". Затем случился Владимир Грамматиков, он предложил уже не эпизодическую, а центральную роль революционного солдата Сорокина в фильме "Вера. Надежда. Любовь". Так и пошло! Кстати говоря, в том молодежном фильме, из-за которого вызывали на "Мосфильм" сняться так и не удалось...

 

- Сейчас у вас за плечами более сотни работ в кино, роли разные, фильмы, если судить по мнению зрителей, далеко не всегда одинаковые. Скажите, какие из сыгранных ролей самые заветные, которыми особенно гордитесь?

 

-  Кроме солдата Сорокина в фильме "Вера. Надежда. Любовь" это еще роль отца в фильме "Бомж" Николая Скуйбина, образ "Коли "Цыгана" в картине Владимира Соловьева "Чужая белая и рябой". Конечно же, еще и роль Василия Сталина в киноленте Виктора Садовского "Мой лучший друг - генерал Василий, сын Иосифа". Съемки этой картины были уже в самом разгаре, когда в журнале "Советский экран" появилась заметка, дескать снимается фильм о Василии Сталине. Ко мне сразу начали приходить многие люди с рассказами об этом непростом человеке. Мнения у них были самые противоречивые. Но я ни в чем не отступил от уже сложившегося в сознании  образа. Зато когда картина вышла на экран, все без исключения уверяли, что мой экранный образ получился очень похожим на реального генерала Василия Сталина.

 

- Расскажите о своей космической истории. В Интернете по этому поводу множество самых противоречивых сообщений, как все было на самом деле?

 

- В 1999 году в одной из продюсерских компаний появилась идея -  экранизировать повесть Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры". Главный режиссер Юрий Карра предложил мне роль главного героя. Предполагалось, что часть съемок будет проходить на борту орбитальной станции "Мир". Мне предстояло пройти полный тренировочный цикл в Центре подготовки космонавтов, затем войти в состав 28-й экспедиции на станцию "Мир", совершить 60-суточный полет на орбиту. Вначале все шло по плану, в течение полутора лет я готовился к космическому полету. Уже даже был назначен день старта, и тут продюсерская компания подкачала, денег на полет у них не хватило! Старт дважды переносили, но в итоге он так и не состоялся. Не довелось мне побывать в космосе! Однако занятия в Центре подготовки космонавтов не прошли даром. Познакомился, например, с Дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом Алексеем Леоновым. Мы много беседовали, он вспоминал, как создавался самый первый, "гагаринский" отряд космонавтов. А через несколько лет мне предложили сниматься в фильме "Гагарин. Первый в космосе". Предстояло сыграть роль руководителя первого отряда космонавтов, генерала Николая Каманина. Очень мне тогда пригодились рассказы, услышанные в Звездном городке. Всегда ведь актеру важны детали при исполнении любой роли. А мне уже были известны многие из секретов полета Юрия Гагарина.

 

- Ну хоть об одном расскажите?

 

- Давайте! Вот в фильме "Гагарин. Первый в космосе" мой герой, генерал Николай Каманин во время обсуждения кандидатуры первого пилота уверенно выдвигает Германа Титова. Спорит по этому поводу с Генеральным конструктором Сергеем Королевым. А как на самом деле все происходило? Да так все и было! Конечно, Юрия Гагарина для первого полета выбрал сам  Сергей Королев. Улыбка ему понравилась! Зато генерал Николай Каманин действовал строго по-военному уставу. Медицинские показатели у Германа Титова были лучше, чем у других, технически он был более грамотным специалистом, подготовлен был более основательно. Значит, имеет право на первый полет! Все решила совсем незначительная деталь - имя пилота. Юрий - очень распространенное русское имя, Герман - встречается намного реже.  Политический лидер страны Никита Хрущев поставил в споре точку. Пусть первым облетит планету Юрий Гагарин! К тому же второй полет, рассчитанный на целые сутки, будет более сложным, как раз для более подготовленного Германа Титова. Конечно, ему было обидно, что и говорить! Поскольку об этой истории я знал еще до начала съемок, это  помогло мне при создании образа генерала Николая Каманина.

 

- Интересно! Владимир Александрович, в наши рыночные времена вы очень востребованы, и видно, что всего в жизни добиваетесь только упорной работой! Над каждой ролью в своих спектаклях, над каждой ролью в кино! Наверняка многие молодые актеры могли бы брать  пример, как действовать в условиях свободного рынка. А с какими мыслями вы сейчас выходите к зрителям?  

 

- Конечно, я не слепой, и прекрасно понимаю, что сейчас в нашей стране еще немало проблем. Многим живется трудно, считать приходится каждый рубль. Но вот на Украине люди вышли на улицы, начали митинговать, стали искать и бить врагов. Каков результат? Граждан Украины, кажется, просто обманули, многие из них сейчас находятся в полной нищете! Нет, ни о каких переменах через кровь я и думать не хочу! Поэтому, выходя на сцену, стремлюсь вселить надежду на лучшее будущее в сердца зрителей...

 

                                                                     Вела интервью Ирина Сизова.

 

 

На снимках: Народный артист России Владимир Стеклов; Актер Владимир Стеклов в роли генерала Николая Каманина в фильме "Гагарин. Первый в космосе". Актер Владимир Стеклов во время курса тренировок в Центре подготовки космонавтов.

 

                                                                  Фоторепродукции автора.                                                                                          

 

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-КУБАНЬ" в telegram.

Мы в популярных социальных сетях