20.04.2024
°C
$ 93.44
€ 99.58
erid:2Vtzqwxtpys

Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка: «Продовольственное эмбарго стало хорошим импульсом для наших сельхозпроизводителей»

Президент РФ Владимир Путин 6 августа 2014 года подписал указ, запрещающий импорт в Россию некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели антироссийские санкции - США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В результате под запрет попали мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция. По мере сохранения санкций Запада Россия также продлевала и свои ответные меры, в последний раз - до конца 2019 года.                                                                                                          Заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка ответил на вопросы, как действие продовольственного эмбарго повлияло на агропромышленный комплекс Кубани.

 

- С момента введения продэмбарго прошло 4 года. Какие перемены произошли за это время в АПК Краснодарского края?  

 

- Продовольственное эмбарго стало хорошим импульсом для наших сельхозпроизводителей, дало им возможность и, что важно, стимул развиваться. За эти годы агропромышленный комплекс края, всей страны однозначно стал сильнее, технологичнее. 

Значительно изменилась политика производства. Мы уверенно идем к тому, чтобы оно было на 100% отечественным - начиная с семенного материала и заканчивая готовым продуктом. Краснодарский край сохраняет лидирующие позиции по селекции и семеноводству озимой пшеницы, ячменя, риса, сои, что позволяет полностью обеспечить не только аграриев края  качественными семенами этих культур, но и половину сельхозпроизводителей страны. 

За эти годы прорыв произошёл по всем отраслям – и количественный, и качественный. Значительно выросли и продолжают расти площади молодых садов, виноградников. В овощеводстве неплохой рост. В производстве томатов, к примеру, он составил 25%. К 2024 году мы планируем довести ежегодное производство овощей в крае минимум до 900 тыс. тонн.

Неплохо преуспела перерабатывающая отрасль. Например, в сахарном производстве, масложировом, хлебобулочном, мукомольно-крупяной отрасли. Все эти ниши у нас полностью закрыты. 

Кроме того, наши производители начали переходить на производство высокотехнологичных продуктов. В этом направлении в крае уже успешно работает Гулькевичский крахмальный завод по глубокой переработке зерна кукурузы. Кроме крахмала, патоки, глютена, кукурузного зародыша на предприятии освоено производство заменителя сахара из зерна кукурузы – мальтодесктрина, который раньше в Россию завозился из Китая или стран Европы. В августе завод произвел первую партию продукта. В дальнейшем будет производиться порядка 28 тыс. тонн мальтодекстрина в год, и предприятие станет крупнейшим производителем заменителя сахара в стране. 

Ещё одно краевое предприятие - «Центр Соя» - освоило производство лецитина, который сегодня востребован в пищевой и косметической промышленности. В настоящее время увеличена производительность линии по выработке лецитина  с 1 до 2 тонн в сутки.  В 2019 году предприятие планирует реконструкцию для увеличения производственной мощности до 5 тонн в сутки. 

В Тимашевском районе ПАО «Хлеб Кубани» приступил к переработке кукурузного зародыша с получением масла кукурузного - 40 тонн в сутки.

Существенно изменилась экспортная политика. Краснодарский край сейчас в числе главных экспортёров российской сельхозпродукции. Прежде всего, благодаря зерну. Но есть и такие позиции, о которых несколько лет назад даже не могли мечтать – мороженому, консервам, вину. Кубанское вино сегодня пьют в Германии, Швейцарии, Японии, Китае, Израиле, в странах СНГ. 

За эти годы изменились и механизмы господдержки аграриев, появились новые формы. То же льготное кредитование - только в этом году кубанские сельхозпроизводители получили льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты на сумму более 27 млрд. рублей. 

 

- Как продэмбарго повлияло на наших сельхозпроизводителей?

 

- Для всех сельхозпроизводителей продэмбарго стало своего рода шансом проявить себя. Присутствие импортного продовольствия на полках магазинов, по сути, не давало им это сделать. 

Сейчас кубанские производители научились оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Если появляется более или менее свободная ниша – они её  быстро заполняют, ориентируясь при этом не только на замещении выпавших объёмов продуктов, но и на повышении их качества, конкурентоспособности. Большая конкуренция внутри страны не даёт расслабиться. Поэтому, даже если российский рынок откроется для иностранной продукции, наш производитель уже ничего не потеряет. 

 

- Какие новые проекты в сфере сельского хозяйства были запущены во время действия продэмбарго?

 

- Если говорить глобально, что за 4 года в Краснодарском крае реализовано больше 130 инвестиционных проектов в сфере АПК на сумму более 80 млрд. рублей в самых разных отраслях. Это 8,5 тыс. новых рабочих мест. 

Сейчас в стадии реализации находится еще 200 инвестпроектов. В ближайшие три года часть из них - ориентировочно на 45 млрд. рублей – будет запущена. А количество рабочих мест вырастет ещё на 3,5 тыс.

 

- На какую продукцию мы заменили товар в наших магазинах, попавший под запрет? Появились ли новые местные бренды благодаря действию продэмбарго?

 

- В первую очередь на местного производителя. Речь не только о нашем регионе, многие кубанские продукты очень хорошо разошлись по всей стране, в некоторых категориях они полностью заместили импорт. К примеру, ушли польские шампиньоны, и сейчас их место занимают южные производители, в том числе кубанские. В летний, так называемый «высокий» сезон в АПК, овощи в торговых сетях страны по большей части тоже южные. По яблокам то же самое. 

Но нужно быть реалистами – есть те направления, которые Краснодарский край даже при всем желании не сможет закрыть в силу географии расположения и климата. К примеру, по морепродуктам – красной рыбе, устрицам. Они в большинстве дальневосточные. Или цитрусовые. Сочи, конечно, производит и киви, и лимоны, и мандарины, но это далеко не в промышленных масштабах. 

Что касается новых брендов, то наши производители постоянно выпускают что-то новое, подстраиваясь под запросы потребителя. 

А кубанская продукция уже сама по себе бренд. Причём подкреплённый знаком качества. В прошлом году по поручению губернатора Вениамина Кондратьева край внедрил своего рода систему сертификации - знак «Сделано на  Кубани». 

 

 - В июле этого года Президент РФ подписал указ о продлении продэмбарго до конца 2019 года. Следует ли потребителям ожидать изменения цен в связи с этим?

 

- Не думаю, что продление продэмбарго как-то повлияет на стоимости потребительской корзины. Объем урожая, конкуренция на рынке, сезонность – вот от чего отталкиваются цены.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-КУБАНЬ" в telegram.

Мы в популярных социальных сетях