Для сравнения, общий объем вылова всех субъектов, занимающихся выловом водных биоресурсов, в прошлом году составил 12,4 тысячи тон.
В этом году, по прогнозам рыболовов, и самой хамсы будет больше по итогам года (это уже очевидно, исходя из цифры на данный момент), и жирность ее превысит все ожидания. Она будет в два-три раза жирнее прошлогодней.
Капитан парохода Иван Троян рассказал о всех тонкостях рыболовного искусства.
- Иван Григорьевич, начать хотелось бы с самого простого, но интересного вопроса. Как вы попали в эту сферу?
- Начал свой путь рыболова по случайности. Один раз попал на пароход. Попросили подменить механиком. Тогда решил, почему нет. После этого меня затянуло в эту профессию. Отучился на капитана, затем при помощи наставников познал все тонкости этого промысла и вот уже больше 20 лет я занимаюсь данным ремеслом. Это очень трудная профессия. Тут необходимо чувствовать, куда идет рыба, не испугает ли ее эхолот, дельфины.
- Многие рыбаки жалуются, что идет уменьшение рыбы, так ли это? Как дела у вас с уловом?
- Наш корабль вмещает 10 тонн хамсы. Я не скажу, что стало меньше улова. Рыбацкое дело очень сложное. Один выход может дать тебе и 10 тонн улова, а может поймать и 100 килограммов. Тут все зависит от команды и опыта.
За один поход мы вылавливаем около 10 тонн. А это один или два дня плавания. Эксперты говорят, что численность хамсового стада, по подсчётам учёных увеличилась процентов на 20. Так что в этом году рыбы будет много.
- Как техническое оснащение влияет на добычу рыбы, что нового закупили и установили?
- Конечно, чем больше техники у тебя на пароходе, тем больше улов. Например, раньше когда у нас не было эхолотов, приходилось искать рыбу по ощущениям. Улов был в десятки раз меньше. Сейчас же мы ловим около десяти тонн. Все это благодаря новым технологиям. Также важно менять сетку. Потому что в процессе ловли она изнашивается. И примерно 5-10 процентов уходят.
- А что играет самую важную роль? Размер?
- Размер играет огромную роль в ловле хамсы. Большая рыба идет на переработку, а маленькая отправляется для консервов. Но еще одна из особенности, на которую мы обращаем внимание – жирность. Аналитики делают очень радужные прогнозы по качеству рыбы в этом сезоне. По их словам, трёх-четырёхлетка в этом году будет в 2-3 раза жирней, чем в прошлом. Жирность рыбы ожидается 17 процентов.
- Какова судьба крупных особей?
- Рыба калибруется, отбирается первый и второй сорт. Затем на нашем заводе мы приводим ее в порядок, после чего улов оказывается в магазинах и на рынках города.
- То есть вы сами перерабатывайте выловленную хамсу? Расскажите о развитии вашего завода.
- Когда только начинали, у нас не было никакого завода. Мы вылавливали и отправляли рыбу на заводы. Но поняли, что необходимо развиваться. Для начала стали просто перерабатывать рыбу. После приобрели технику для хранения улова, то есть холодильники. Одна такая установка стоит минимум 70 тысяч, мы сразу взяли пять. Это помогло нам сохранить рыбу. После того, как смогли добиться необходимых продаж, мы купили технику для калибровки, чтобы повысить качество продукта. Это тоже недешевое удовольствие. Затем начали калибровать рыбу, чтобы продавать улов только первого и второго качества. Это нам помогло увеличить стоимость продукта. После стали улучшать технологию заморозки, чтобы сохранить рыбу на длительное время. Так что получается, за последние года три обновились и вышли на новый уровень. Да, вложиться пришлось. Около миллиона потратили на новое оборудование только в последний год. Зато все новенькое. И работать стали быстрее и с большим удовольствием.
- Как проходит ваш день, когда вы отправляйтесь в море?
- Выходим ранним утром на сутки, бывает больше. Ходим ищем ее. Раньше могли привезти всего 100 килограммов рыбы, а сейчас связываемся с другими пароходами и понимаем, куда двигается стадо. Используем эхолоты и другие средства. Поэтому сейчас меньше полутоны не привозим на берег. Но это работа большой команды. У нас трудятся пять человек от обычного рабочего до капитана.
- Что-то удавалось поймать кроме хамсы?
- При использовании современных технологий мы знаем, на какой глубине рыба. Мы заточены конкретно под нее. Попадаются пару барабулек, но это не идет в счет.
- Что происходит потом? После того как поймали рыбу?
- После того, как рыба поймана и мы понимаем, что дальше ловить нечего, мы отправляемся в порт, где хамса отбирается и проходит переработку. После этого рыба отправляется в холодильник либо в консервы. А затем приезжают продавцы, и улов едет в магазины, чтобы радовать покупателей.
- Растет ли спрос на хамсу?
- Думаю, да. Раньше было много предпринимателей, который занимались этим делом, но не смогли продолжать его и продали свои суда. Поэтому выросла популяция хамсы и, так как стало меньше конкурентов, растет спрос. Наша рыба, кроме того, что отправляется на рынки, сейчас востребована в военной сфере. Для военных нужд много проходит закупок.
- Как-то изменилось хранение хамсы? Если сравнивать прежние время и сейчас?
- Везти свежую рыбу и хранить ее на предприятии очень сложно. Но сейчас любителям хамсы сильно беспокоиться не стоит. Заморозка делается по новым технологиям, и качество рыбы не страдает. Вы же едите соленые селедку или мойву, они тоже приготовлены только из замороженного сырья. Но это не отражается на качестве продукта. С хамсой точно также. Поэтому растет количество рыбы, которую мы можем продавать.
Добавим, что черноморский анчоус мигрирует от Азовского моря, от Тамани доходит до Новороссийска, идет дальше в Сухуми и Батуми, а потом, весной, возвращается обратно на Кубань, но в гораздо меньшем размере. Так что неудивительно, что хамса является частью традиционного рациона кубанцев. Ее, кстати, на Кубани называют «вторым хлебом». Ее солят, маринуют, жарят, делают с ней бутерброды и даже многослойные торты. Так что в этом году, исходя из улова наших рыбаков, лакомиться этой полезной рыбкой будут не только в нашем регионе, но и на столы соседей она обязательно попадет.