Но именно в наши дни умение ориентироваться в новостных потоках ценится как никогда. Причём нередко информацию стали применять в качестве оружия массового поражения, способного нанести непоправимый вред как отдельно взятой стране, так и международной безопасности в целом.
На днях в Пятигорске прошёл круглый стол с участием политологов, общественников, журналистов, педагогов, студентов, а также экспертов в области профилактики экстремизма и терроризма. Темой для дискуссии стало распространение недостоверной информации как фактор влияния на национальную безопасность. Своим мнением по данному вопросу с корреспондентом НИА-Кавказ поделился участник этого круглого стола, руководитель государственного печатного СМИ Карачаево-Черкесии (газеты «День республики») Евгений Кратов.
- Сегодня мы наблюдаем настоящую информационную революцию. Посмотрите на совершенствование технических средств связи. Раньше никто и представить себе не мог, что мы сможем носить в кармане телефон, телевизор, с помощью Интернета будем оперативно обмениваться необходимой информацией. Но у этого явления есть две стороны. Сегодня нам действительно моментально поступают свежие новости. Это хорошо. Однако есть и обратная сторона медали: в условиях конфликта информация, точнее – её огласка или достоверность, может иметь обратный эффект. Наглядно это проявилось в начале нулевых, когда во время освещения мероприятий силовиков по обезвреживанию преступников последние узнавали о действиях спецназа по новостям. Это как раз тот самый случай, когда в общем понятное желание журналиста выдать горячую новость мешало очень важному делу защиты безопасности граждан.
В наши дни получили широкое распространение так называемые «фейки», то есть ложные новости. Нужно понимать, что сейчас мы говорим не просто о некачественной и недостоверной информации. Нет, речь о целенаправленных вбросах заведомо ложной информации для достижение конкретных целей: создать ажиотаж, сформировать пораженческие настроения, вызвать недоверие к действиям властей, посеять панику. На недавней конференции в Пятигорске было озвучено количество недостоверной информации за прошлый, относительно спокойный, год – 97 тысяч только оригинальных фейков. А ведь это данные до тиражирования информации, после него – десятки миллионов. В условиях конфликта количество фейков кратно возросло.
Распространением фейков занимаются специальные службы. На Украине это Центр информационно-психологических операций (ЦИПсО). Обратите внимание – психологических! С его работой сталкивались все. Помните, только началась специальная операция, а в соцсетях уже появились «сведения» о том, что под огонь отправили необстрелянных ребят-призывников, которые тысячами погибают на Украине. Закидывались «новости» о плохом обеспечении нашей армии, устаревшем оружии. И нельзя не признать, что некоторые атаки были вполне успешными. Вспомните, когда пошел слух об обещании украинских хакеров взломать банковскую систему и аннулировать накопления граждан, многие люди ринулись снимать со счетов наличность. То же самое было и с продуктами. Ничего удивительного в этом нет. Мы все прошли через дефолты и привыкли готовиться к худшему, семена сомнения от ЦИПсО, увы, часто падают на подготовленную почву.
Опасность информационной войны понятна: когда враг очевиден, население понимает, откуда идёт угроза и мобилизуется. А вот когда начинает истерить сосед, устоять куда сложнее. В таком состоянии люди и без врага друг друга поубивают. Недаром на фронте паникеров расстреливали на месте. И не зря говорят: один паникер страшнее дивизии противника.
Слава Богу, мы справились с прошедшими психологическими атаками. Государством своевременно были приняты правильные меры, отработали СМИ, очень ответственно, считаю, отнесся бизнес. Уверен, будем справляться и впредь.
Часто слышу: мы проигрываем информационную войну. Это еще один фейк, который часто разносят и наши СМИ. Не могу с этим согласиться. Да, мы не всегда оперативно реагируем на события или отвечаем на те же фейки. Но самое главное, даже ради самых благих целей мы никогда не занимались распространением лжи, и заниматься этим не будем. Фейк — это ниже нашего достоинства. Наша сила — в правде.