- Шамиль Алтаевич, как проходил заключительный сбор перед играми.
- Удивительно, но тренировочные сборы боксеров перед играми в Москве проходили на футбольной базе в «Конча-Заспа», который располагается недалеко от Киева. Не многие знают, но московская олимпиада проходила не только в Москве, но и других городах нашей страны. Поэтому база была шикарной. С моим тренером мы готовились очень серьезно к этим стартам. Я был самым легким в сборной и поэтому боксерский турнир я представлял первый. Это была дополнительная нагрузка.
- А когда вы приехали в столицу?
- В Москву мы приехали практически накануне старта турнира. Открытие мы могли пропустить. Нас сразу повезли в Олимпийскую деревню, где меня заселили в один номер с моим коллегой Витей Мирошниченко, который выступал в весовой категории до 51 килограмма. Он также, как и я вышел в финал, но к сожалению, он уступил в своем поединке опытному Петру Лесову, который представлял сборную Болгарию.
- Так вы пропустили открытие или нет?
- Конечно же попали. Такое событие, которое ждет вся страна нельзя было пропустить. Все хотели увидеть труды, которые были вложены нашей державой. Я даже больше скажу, что я смог попасть в ту сборную людей, которые прошли парадом на открытии. Потом после турнира смог попасть на закрытие. Это невозможно описать. Если вспоминать самый яркий момент – Это прощание с Олимпийским Мишкой. На стадионе все плакали. Эмоции были искренними.
- Если сравнивать с нынешними открытиями, советские церемонии были лучше?
- Не буду вам врать, открытие и закрытие на советской Олимпиада в 80 году были лучшими. Самыми лучшими, которые мне удалось увидеть.
- Давайте немного вернемся во времени. А точнее в 1979 год. В тот момент вы стали чемпионом Европы. Этот результат повлиял на ваше выступление на Олимпийских играх в следующем году?
- Мой тренер Артем Лавров был удивительным человеком. Он в какой-то момент подозвал меня к себе и предложил составить план на четыре года. Он сказал, что в это год я стану чемпионом союза среди юношей, потом возьму чемпионат СССР и затем поеду на Олимпиаду. В это было сложно поверить, потому что параллельно у него тренировался Анатолий Клюев, который был долгое время первым номером сборной Советского Союза. Но в тот период он перешел к другому специалисту. Наверно это сыграло свою роль и на чемпионат Европы представилась возможность поехать мне. Победа в Кельне стала для меня дополнительным стимулом лучше готовиться, чтобы максимально выступить на Олимпийских играх в Москве.
- А как вы попали к Артему Лаврову?
- Это была, наверно, случайность. Я уверенно выступил на первенстве СССР и в тот момент на меня обратил внимание мой тренер – Артем Лавров. На тот момент у этого специалиста было уже много именитых спортсменов. Как я уже говорил у него тренировался первый номер Советского союза. Попасть к нему было большой удачей.
- Как строилась ваша подготовка к олимпийским играм?
- Как я уже говорил Артем Лавром позвали меня к себе, где мы составили четырехлетний план моей подготовки. Он тогда сказал, что в этом году ты выиграешь первенство СССР среди юношей, в следующем - среди молодежи. В 1980-м победишь на чемпионате СССР. Затем поедешь на Олимпийские игры. Для меня до сих пор остается вопрос, как он смог это предсказать и так подробно описать.
- Ваш соперник по финалу – Иполито Рамос. Это был самый сложный бой на Олимпийских играх?
- С уверенностью могу сказать, что это был самый сложный поединок. До сих пор не могу понять, почему отдали два очка кубинцу, когда пересматриваю наш поединок. Я потом читал в газетах, где все писали, что я достиг уверенной победы. И даже сам Рамос говорил, что невозможно в тот вечер нельзя было победить меня. Но знайте, что я вам скажу. В тот вечер на олимпийских играх не только у меня были отняты очки. Например, в финале Вити Мирошниченко также были судейские ошибки. Ходят слухи, что это все из-за Брежнева. Когда я выиграл золотую медаль он сказал, что 80 год, 80 медаль, больше не надо. Но это слухи. Я в них не верю. А что касается Вити, то в первом раунде у него было рассечение. После осмотра врача поединок был продолжен. И врач не был против. Но второй раунд и судья принимает решение завершить встречу.
- Как готовились к финалу с Иполито Рамосом?
- С моим великим тренером Артемом Лавровым разработали собственную методику подготовки к важным поединкам. За три-четыре часа до боя приходили в зал: он изображал противника, а я отрабатывал комбинации, которые необходимо провести на ринге. Такая система подойдет не каждому, но мне удавалось воплощать на соревнованиях всё, что отрабатывали на тренировках.
- Поддержка трибун помогала?
- Само собой.