19.11.2024
°C
$ 99.94
€ 105.46
Erid: 2Vtzqx3iTva

Могут ли в России появиться свои «азовы»? Часть первая

IMG 20220508 222843С самого начала специальной военной операции на Украине перед российской армией стояла задача демилитаризации и денацификации соседнего государства. Уже сейчас можно констатировать, что по многолетнему террору населения Донбасса и Луганской народной республики со стороны ВСУ и националистов нанесён мощный удар.

Впрочем, сама история создания некоторых украинских военизированных подразделений доказывает, что подобное может произойти везде, в том числе – в России. Так, некоторые отечественные эксперты, разбирая формирование батальона «Азов», задаются вопросом: как предупредить у себя вспышку национализма, не допустить возникновения в нашей стране аналогичной проблемы? Свое мнение по этому поводу корреспонденту НИА-Кавказ высказал руководитель газеты «День республики» Евгений Кратов. Ранее он работал в правительстве Карачаево-Черкесии в качестве уполномоченного главы КЧР по связям с религиозными организациями, позднее – возглавлял региональное Министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати. По роду деятельности занимался вопросами профилактики экстремизма.

От радикализма не застрахован никто. Нельзя забывать, что экстремистские идеи очень привлекательны, так как обещают быстрое решение трудных проблем, вот только последствия их воплощения очень и очень тяжелые. Однако всегда находятся люди, которым импонирует радикализм. Особенно популярной эта идеология становится тогда, когда страна сталкивается с трудностями, которые невозможно решить в одночасье. И тогда происходит страшное. В 1917 году из-за прихода к власти радикальных элементов распалась Российская империя, в 1991, по той же причине, — Советский Союз. Каждый раз страна захлебывалась в крови, на восстановление разрушенной экономики уходили десятилетия, а счет потерянным человеческим жизням, искалеченным судьбам шел на миллионы. Но на ошибках нужно учиться. В нашей стране накоплен богатый опыт противодействия этому опасному течению и сейчас ситуация в стране и в регионах достаточно стабильная. Нужно внимательно следить за ситуацией, чтобы своевременно выявить появление разного рода «азовов» и пресекать их в зародыше. Этой работой власти республики занимаются постоянно. Мониторинг сферы межэтнических и межконфессиональных отношений приходилось проводить и мне на прошлой работе.
Я хорошо помню время, когда у нас самих был разгул радикализма, в том числе религиозного. Иногда могло показаться, что эти процессы стихийные, возникшие сами по себе. Однако стихия всегда управляема. Доводилось видеть, к примеру, группы ребят 15-18 лет, интеллекта которых с трудом хватало на кричалки в публичном месте. При внимательном наблюдении можно было заметить, что действиями радикальной молодежи управляли взрослые. В разговоре эти «координаторы» проявляли недюжинную эрудицию, говорящую о хорошем образовании и подготовке. Одно время пришлось немного заниматься скинхедами, просматривал их чаты. Основная масса месседжей – полуграмотные реплики в жанре «мат-перемат». Однако темы для обсуждения в чате подкидывались вполне образованными модераторами. Использовались чётко и хорошо сформулированные предложения, грамотно выстроенные идеологические конструкции. Складывалось впечатление, что пишет либо историк, либо филолог, не иначе. Так что случайности были не случайны.
При этом важно отметить, что даже в самые неспокойные годы радикальные идеи не вопринимались обществом и государство жестко противодействовало любым их проявлениям.
Но если в России экстремизм всегда был абсолютным табу, деятельность его идеологов и последователей жестко пресекали, то на Украине радикализм стал государственным мейнстримом. Прекрасный пример – националистические формирования типа «Азов», «Айдар». Их зверства вызвали шок даже у их патронов на Западе. Заметьте, что главный идеолог «Правого сектора», командир «Азова» Андрей Билецкий закончил с отличием истфак Харьковского национального университета, то есть человек мыслящий, способный сформулировать идею и довести ее до простых людей. Причем за экстремистскую деятельность на самой Украине его неоднократно привлекали к ответственности. Но потом ситуация кардинально изменилась. Помню, когда только-только пошли протесты на Майдане, знакомые украинские аналитики говорили, что Ярош и его движение – это проект СБУ. Мне тогда было непонятно, почему вместо того, чтобы бороться с экстремистами их пускают во власть. Ведь совершенно очевидно, что для нормального государства любые радикальные течения представляют угрозу его целостности, безопасности. Так и получилось. Украина – прекрасный пример до чего может дойти страна, когда к власти приходят радикалы.
Нужно при этом понимать, что идеи могут быть самыми благими. Тот же Билецкий боролся с нелегальными мигрантами, наркоторговцами и людям он казался эдаким Робином Гудом, сражающимся с коррумпированной властью и социальными паразитами. Но сначала «правосеки» избивали приехавших на заработки среднеазиатов, и всем это нравилось, а потом быстро переключились на граждан «незалежной», несогласных с их идеологией. Бригады штурмовиков не просто запугивали мирное население Одессы, Донецка, Мариуполя, Харькова и других «русских городов». Люди бесследно исчезали. Чего далеко ходить, весь украинский интернет заполнен кадрами расправ над «мародерами». Это же «суд Линча», пример полного паралича власти!


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-КУБАНЬ" в telegram.

Мы в популярных социальных сетях